Скрыть меню
Вход
Регистрация
Забыли пароль?
Войти
Зарегистрироваться
Восстановление пароля
На ваш email будет отправлена инструкция для восстановления пароля
Отправить

Отделение детско-подростковой
психодиагностики и психотерапии

В реабилитационном центре «7 докторов» работает команда высококвалифицированных специалистов «по душевному здоровью»,
оказывающих помощь детям с особенностями развития.

СПб, Коломяжский пр. д.27А
Реабилитационный центр
Режим работы:
Пн-Пт: 09:00-21:00
Сб: 10:00-18:00
Вс: выходной

В тесной связи друг с другом работают психотерапевт, психиатр, психолог, логопед, реабилитолог, доктора функциональной диагностики, невролог. При необходимости проводятся электроэнцефалографическое исследования (ЭЭГ) и ультразвуковое исследование головного мозга (УЗДГ).

При необходимости наши врачи направляют ребенка на консультацию к специалистам по соматическому («телесному») здоровью, так как в ряде случаев особенности психического развития могут быть связаны с тем или иным соматическим заболеванием.

Программа комплексной диагностики

Богдашев
Андрей Александрович

Ведущий специалист в направлении детско-подростковой
психодиагностики и психотерапии.

Записаться на прием
Часто задаваемые вопросы
1. В каком случае ребенка пора показать специалисту по психическому здоровью? Как понять, что «уже пора»?
В любом случае, если что-то в поведении, общении, возможностях ребенка кажется вам странным и тревожащим – это причина для обращения к психиатру, психотерапевту или психологу. Лучше обратиться к логопеду и неврологу, если «в два года мой ребенок плохо говорит», чем ждать до пяти лет, когда работа будет менее эффективной. Если у ребенка все хорошо, то Вам объяснят, в чем причина и суть особенностей поведения ребенка. Если что-то требует коррекции, то чем раньше родители обратятся за помощью, тем легче и быстрее и эффективнее проходит лечение и восстановление.
2. Что вообще может послужить причиной для обращения к психологу, психотерапевту или психиатру?
Причиной для обращения к специалисту по душевному здоровью является все особенности, которые нарушают привычный и комфортный ритм жизни ребенка и семьи: различные трудности в школьном обучении и общении, агрессивность, конфликтность ребенка, или, наоборот, тревожность, боязливость, неуверенность в себе. Важными «сигналами» является трудности становлении речи: ребенок говорит мало или плохо, проблемы со сном (говорит и ходит во сне, часто видит кошмары, сон поверхностный и прерывистый).
3. Как я пойму, что мне надо показать ребенку психологу, психотерапевту или психиатру?
Эти специалисты работают в смежных областях, но психолог не назначает медикаментозную терапию, а психиатр не проводит коррекционных и психотерапевтических занятий. Психотерапевт может делать и то, и другое. Но у каждого специалиста есть своя, особая сфера, где он наиболее эффективно помогает своим пациентам. В клинике «7 докторов» работают в тесном взаимодействии все три специалиста. Вы можете записаться к любому из них. При необходимости Вам порекомендуют обращение к специалисту по «смежной» специаальности.
Записаться на прием
В клинике проводится диагностическая и лечебно-реабилитационная работа практически со всеми проблемами психического развития ребенка.
Но можно выделить основные направления работы:
Расстройство Аутистического спектра (РАС)

Любое нарушение способности к общению нарушают качество жизни человека – и взрослого, и ребенка. Понятие «расстройство аутистического спектра» крайне широко трактует термин прежний «аутизм». Раньше диагноз «аутизм» выставлялся в случае тяжелых психических нарушений. Сейчас же диагноз «расстройства аутистического спектра» (РАС) включает в себя разные по происхождению и тяжести состояния, которые в лечении и реабилитации требуют совершенно разных подходов. Общее для них только – это нарушение способности общения у ребенка. Чаще все РАС является первичным диагнозом, требующим уточнения. Окончательный диагноз должен быть связан с пониманием причины нарушений и, соответственно, прогноза и лечения.

Причин нарушения общения у ребенка может быть «море»: от застенчивости, высокой тревожности и повышенной чувствительности до аутизма, тяжелой умственной отсталости и эпилепсии. В ряде случаев нарушение общения связано с тяжелыми речевым нарушениями: сенсорной или сенсомоторной алалией. Для дифференциальной диагностики этих состояний требуются проведение функциональной диагностики (ЭЭГ, ночной ЭЭГ мониторинг) и прием психиатра, логопеда и психолога, которые проводит экспериментальное обследование интеллектуальной, речевой и эмоциональной сфер ребенка.

В зависимости от окончательного диагноза работа может проводиться по лечению основного заболевания (эпилепсия, алалия и т.д.) и повышения качества жизни ребенка и его семьи через коррекцию отдельных болезненных проявлений (редукция стереотипий, аутоагрессии). Поскольку тяжесть нарушений у ребенка с РАС может изменяться от легких до очень тяжелых, то и цели работы будут очень разные. Для одних это снижение тревожности, обучение поведению в социальных ситуациях. Для других – медикаментозное воздействие на возбуждение, агрессивность, обучение простейшим бытовым действиям и навыкам несловесной коммуникации.

Нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА)

В первую очередь, это детский церебральный паралич (ДЦП), но также это может быть работы с последствиями врожденных и приобретенных нарушений опорно-двигательной системы. Это врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника, недоразвитие и дефекты конечностей, артрогрипоз, а также травматические повреждения спинного, головного мозга и конечностей, системные заболевания скелета и т.д.

У этих детей с ДЦП двигательные расстройства сочетаются, как правило, с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в медицинской и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. В социальной адаптации детей с нарушениями ОДА определяются два направления. Первое имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения, предметы обихода. Второй способ адаптации ребенка с двигательным нарушением – приспособить его самого к обычным условиям социальной среды. В клинике «7 докторов» разрабатываются оба направления. С помощью врача-реабилитолога и специальных технических средств мы обучаем ребенка максимально эффективно использовать возможности его собственного тела, одновременно расширяя его возможности.

Чем мы отличаемся от других медицинских центров в лечении нарушений ОДА?

В клинике «7 докторов» имеется уникальный реабилитационный центр, где занятия на новейших медицинских тренажерах проводят врачи-реабилитологи. В ленинградской области до недавнего времени такие тренажеры были пациентам практически не доступны.

Слабая (низкая) школьная успеваемость

Низкая успеваемость у ребенка может быть вызвана самыми разными причинами и требует пристального внимания специалистов. В случае несвоевременной диагностики причин неуспеваемости могут нарастать и другие признаки школьной дезадаптации, что может привести к прогрессированию основного заболевания. Неуспеваемость может быть вызвана широчайшим диапазоном причин: от гиперактивности и конфликтов с одноклассниками до умственной отсталости и неврологических заболеваний.

Нарушения школьной адаптации и расстройства поведения

Нарушение школьной адаптации – очень общее понятие. Причинами дезадаптации ребенка могут быть множество медицинских, психологических и социальных причин. И очень важно определить причину дезадаптации. Когда ребенку становится не уютно в «обычной жизни», то он начинает «плохо» себя вести, чтобы приспособиться к тяжелой для него ситуации. К медико-психологическим причинам школьной дезадаптации может быть отнесены нарушения психического развития (задержки психического развития, речевые нарушения, интеллектуальная недостаточность), также гиперактивность, коммуникативные нарушения и расстройства аутистического спектра, невротические расстройства и неврологические заболевания, такие, как эпилепсия. Каждое из этих состояний требует особого подхода в лечении и реабилитации.

Гиперактивность

Термин «гиперактивность» давно уже стал широко использоваться не только врачами, а учителями, родителями и др. для определения непоседливого и «неудобного» ребенка, который не может или не хочет подчиняться правилам школьной жизни. Но это определение чрезмерно расширено и не верно. Гиперактивность подразумевает под собой минимальное, не всегда выявляемое объективными методами раннее повреждение мозга, которое сильно затрагивает поведение ребенка. При этом часто интеллектуальные возможности остаются совершенно сохранными. Причинами возникновения гиперактивности у детей могут быть неблагоприятные воздействия в перинатальном периоде, инфекции, родовые травмы, преждевременные или осложнённые роды.

В соответствие с мировыми стандартами, в клинике «7 докторов» помощь детям с СДВГ осуществляется в самых разных направлениях. Это и медикаментозное, и нейропсихологическое, и психолого-педагогическое воздействие. Такое разнообразие методов работы связано с многочисленностью «мишеней» для коррекции. Как показывают исследования результативности этих воздействий, наилучший эффект оказывают лечебные программы, которые осуществляются комплексно, действуя последовательно, от физиологического к более «высоким» поведенческому и личностному уровням.

СДВГ почти всегда нарушает школьную адаптацию ребенка, делая его не удобным и не желанным учеником, которому очень трудно соблюдать режимные и дисциплинарные требования школы.

Сейчас психологическая и психотерапевтическая коррекция – значимый компонент в комплексной терапии СДВГ. Она решает несколько основных задач:

  • Коррекция дефицитарных функций (внимания, волевой регуляции поведения).
  • Коррекция нарушений в эмоционально-личностной сфере

Эту работу осуществляют психиатр и невролог (воздействуя медикаментозно на мозговые и обменные процессы), психолог и психотерапевт. Последние работают индивидуально и в групповом режиме с такими особенностями гиперактивных детей как: возбудимость, импульсивность, упрямство, агрессивность, конфликтность, капризность, эмоциональная незрелость. В групповой психотерапии проводится отработка навыков межличностного взаимодействия, снижение конфликтности и агрессивности в общении.

Еще одно направление, в котором работает психолог: это развитие дефицитарных психических функций (памяти, внимания, графических навыков, развитие логического мышления), где работа психолога сближается с работой дефектолога.

Нарушения сна

Нарушения сна могут принимать разнообразные формы. Чаще всего это длительное засыпание и беспокойный сон с пробуждениями, возможно – кошмарными сновидениями, трудности при пробуждении утром. Достаточно распространены снохождение и сноговорение, когда ребенок бормочет или кричит во сне, ходит по квартире, совершая какие-то бессмысленные (а иногда – даже внешне осмысленные, но не очень уместные в данное время) действия, а потом не помнит об этом.

Все эти проявления могут быть как в норме, у детей эмоциональных, возбудимых после ярких, запоминающихся жизненных событий, так и при болезненных состояниях. Для понимания причины таких состояний необходимо работа с ребенком нескольких специалистов: невролога для исключения пароксизмальных (судорожных) состояний, психиатра и психолога – для оценки эмоционально-волевой сферы ребенка. Спектр возможных проблем очень широк: от эпилепсии до хронической тревожности и невротизации из-за конфликтных отношений у ребенка в школе и формирования на этом фоне психосоматических заболеваний.

В ряде случаев ночной сон может нарушаться из-за соматических (телесных) проблем: нарушений пищеварительной или сердечно-сосудистой системы.

Клинический случай

Мама обратилась к психологу с жалобами трудности в засыпании, тревожность и вспыльчивость у своего сына С., 8 лет. После укладывания в постель мальчик перед засыпанием по 5-7 раз вскакивал в туалет, без этого не мог заснуть. Жаловался, что боится спать один, требовал, чтобы мать брала его к себе в постель. Часто просыпался посреди ночи из-за кошмаров, потом рассказывал, что ему приснилось, что «мама умерла». Были проведены исследования у невролога – МРТ – без нарушений, ЭЭГ – без пароксизмальных и эпилептиформных нарушений, выявлены признаки незрелости в формировании биоэлектрической активности. После приема у психиатра и исследования психолога выяснилось, что мальчик учится в престижной гимназии, где не успешен, программу усваивает очень слабо. После обследования у психолога выявлено, что интеллект у ребенка развит очень не равномерно, многие показатели снижены, и имеются признаки задержки психического развития. Мальчик учится во 2 классе, а пол-года назад в семье появился младший брат, к которому С. испытывает сильную ревность.

После назначения ноотропной терапии мальчику, перевода его на соответствующую возможностям программу обучения, прохождения курса семейной психотерапии состояние ребенка значительно улучшилось. Стал засыпать один, хотя и просит, чтобы мама «посидела» с ним перед сном. С удовольствием ходит в школу, мама отмечает, что мальчик в новой школе смог «подтянуть» те знания, которые не мог запомнить ранее на фоне стресса от непереносимых для себя требований. Кошмары случаются на фоне стрессовых событий, но появляются изредка. Стал спокойнее относиться к брату, уже не чувствует, что он «украл» у него маму.

Клинический случай

Мама обратилась к психотерапевту в связи с жалобами на плохой сон у ее сына А, 14 лет и снижение успеваемости. Мама рассказала, что А. спит очень беспокойно, во сне бормочет, плачет, кричит, часто встает, что-то ищет. Просыпается часто «разбитый», не может вспомнить, что с ним было, но объясняет, что «наверное, заспал». Эти события совпали с переездом в другой город – «мы надеясь, что он привыкнет, и все пройдет». Впоследствии к этому присоединились и жалобы на нарастающие трудности в обучении.

На приеме выяснилось, что подобные нарушения были и раньше, но эпизодически. Значительно усилились в последние 1,5 года. После обследования у психиатра и невролога, проведения ночного ЭЭГ-мониторинга выявлены значительно выраженные изменения БЭА эпилептиформного характера.

После приема у психолога выявлена значительная неравномерность интеллектуального развития, но без признаков явного снижения.

Мальчику была назначена противосудорожная терапия, которая далее корректировалась по мере необходимости.

Черед пол-года трудности в обучении значительно уменьшились, осталась только некоторая медлительность в интеллектуальной деятельности. Снохождение и сноговорение пропали, на ЭЭГ – хорошая положительная динамика.

Важно отметить, что почти никто из родителей не обращается к психологу или психиатру с самого начала с жалобами именно на интеллектуальную недостаточность. Жалобы всегда связаны со школьной или социальной дезадаптацией ребенка, его неумение справляться с требованиями, с которыми справляются его сверстники. В зависимости от тяжести и причины нарушений помощь детям и родителям может быть различной. Это развитие слабых и ресурсных сторон когнитивной сферы ребенка, «подтягивание» его до уровня сверстников, или, если это невозможно, максимальная адаптация его к самостоятельной жизни в рамках своих возможностей.

Особенности развития, связанные с интеллектуальными нарушениями

Интеллектуальные нарушения (задержки психического развития, умственная отсталость разной степени выраженности) может быть диагностирована только врачом-психиатром, который в своем диагнозе учитывает данные дополнительных исследований, в частности - исследование психолога. Эта диагностика требует высокого профессионализма, так как его последствия затрагивают всю дальнейшую судьбу ребенка. Но и неоказание помощи ребенку с интеллектуальными нарушениями делает его школьную и социальную жизнь крайне трудной.

Для родителей постановка такого диагноза видится как катастрофа и крушение надежд. Кажется, что в этой беде уже ничего не может помочь. Но это не так.

Индивидуально ориентированная помощь может быть оказана каждому ребенку даже в самых тяжелых случаях.
Различаются степень восстановления психических функций, уровень и мишени воздействия.

Помощь ребенку с интеллектуальной недостаточностью (а иногда и его родителям) не только возможна, но и необходима. Занятия с психологом и психотерапевтом помогут ребенку научиться более разнообразному и конструктивному поведению и выражению эмоций в разных жизненных ситуациях, повысят его уверенность в себе, научат лучше справляться с отрицательными эмоциями и неудачами. Также таким детям необходима помощь, связанная с развитием памяти, внимания, графических навыков, способности к обобщению и исключению. Все это повышает качество жизни ребенка и родителей, делает ребенка более адаптированным к самостоятельной жизни.

Клинический случай

Мама Ани К. (10) обратилась к психологу с жалобами на частые «истерики», непослушание ее дочери, отказ от школьного обучения, появившиеся прогулы. После беседы и тестирования было выявлено значительное снижение интеллекта, до уровня умственной отсталости, рекомендованы консультации психолога и невролога.

В ходе обследования выяснилось, что несколько лет назад психиатром уже был установлен диагноз «умственная отсталость», был рекомендован перевод девочки на соответствующую коррекционную программу. Но мама не согласилась с рекомендациями, пыталась бороться с трудностями сама. У девочки было множество репетиторов. До 2 класса она с огромным трудом училась на тройки. С 3 класса стала неуспевать почти по всем предметам. Стала тревожной, вспыльчивой, начала грубить учителями и родителям. Был рекомендован курс семейной психотерапии и индивидуальной психотерапии для девочки, курс ноотропной и …….. терапии для девочки. После проведенных мероприятий девочка стала значительно спокойнее, снизилась возбудимость. Стала приветливой, но оставался сильнейший страх школы. Мама согласилась с переводом дочери на программу для детей с легкой умственной отсталостью. Через пол-года девочка с удовольствием ходит в школу, получает хорошие отметки. Попросила маму отдать ее на кружки бисероплетения и мягкой игрушки, с удовольствием занимается рукоделием.

Тяжелое заболевание у ребенка, в том числе – тяжелая умственная отсталость, вызывает тяжелые переживания у всех членов семьи. И иногда при тяжелых интеллектуальных нарушениях у одного ребенка психотерапевтической и психологической помощи требуют и другие, «здоровые» члены семьи, особенно – дети.

Записаться на консультацию

Записываясь, вы даете согласие на обработку персональных данных.

Наш специалист

Программа комплексной диагностики

Богдашев Андрей Александрович

Психотерапевт, детский психиатр

Обладаю навыками психодиагностической и психокоррекционной работы с детьми от 3 до 18 лет с различными видами психической патологии.

Записаться на прием

Отзывы о враче:

" Хочу написать слова благодарности в адрес нашего врача Богдашева Андрея Александровича! Мы с сыном попали к нему на прием в тяжелой ситуации - неполная семья, подростковый возраст у сына, особенности характеров… Не хочется вспоминать, сколько плохого у нас было. Мы обращались к разным специалистам, но реально оказать помощь смог только Андрей...
02.04.2019
Елена

Фотогалерея клиники

  • неврологическая реабилитация
  • неврологическая реабилитация
  • неврологическая реабилитация
  • неврологическая реабилитация
  • неврологическая реабилитация
  • неврологическая реабилитация
  • неврологическая реабилитация
  • неврологическая реабилитация
  • неврологическая реабилитация
  • неврологическая реабилитация

Контакты

Реабилитационный центр
Адрес
Коломяжский проспект, д.27
Телефон приемной
+7 (812) 291-31-31
Контактная почта
info@7doctors.ru
Режим работы
Пн-пт: 09:00 - 21:00, Cб-вс: 10:00 - 18:00
Позвонить
Доехать
Доехать
МНОГОПРОФИЛЬНАЯ КЛИНИКА
СПб, 10-я Советская д.4
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
Коломяжский пр. д.27А
Отмена
Позвонить
МНОГОПРОФИЛЬНАЯ КЛИНИКА
+7 (812) 677-0-777
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
+7 (812) 291-31-31
Отмена